Транзактный анализ: как переписать сценарий жизни
Транзактный анализ: роли, игры, сценарии жизни по Эрику Берну
Что такое транзактный анализ? Как эго-состояния (Родитель, Взрослый, Ребенок) влияют на общение? Разбор игр и жизненных сценариев из книги «Игры, в которые играют люди». Как осознать и изменить свои установки?
"Игры, в которые играют люди" Эрика Берна - наверное, одна из самых известных книг по психологии.

Основатель транзактного анализа описал взаимодействие между людьми как обмен стимулом и реакцией, в котором кроется огромное поле для всевозможных уловок и манипуляций.

Игра начинается с выбора роли в общении. Далеко не всегда осознанного, но крайне эффективного...

В классическом транзактном анализе принято выделять 3 роли -
3 эго-состояния, определяющие, как человек думает, что чувствует, как ведет себя:
▶ РОДИТЕЛЬ (тот, кто отвечает за то, как надо. за то, что можно, а что нельзя)
▶ ВЗРОСЛЫЙ (тот, кто действует, работает, решает задачи, мыслит логически)
▶ РЕБЕНОК (тот, кто хочет, кто чувствует и чувства свои проявляет)
Разговор двух взрослых людей о рабочем вопросе - прямолинейная транзакция:
"Ты сделал презентацию?"
"Ещё нет"

И тут внезапно на сцену выходит родитель:

"Постоянно всё задерживаешь!"

И это цепляет. Смесью злости с виной. И начинается игра:
"Ты, что ли, всё вовремя делаешь"
(родитель)
"Извини, постараюсь исправиться"
(ребёнок)
Игра перекрёстной транзакции позволяет уйти от близости. От разговора о том, что и почему на самом деле важно, от раскрытия своих мыслей и чувств. Ведь это делает нас уязвимыми и требует большей смелости.
Ответ взрослого на реплику родителя звучал бы:
"Да, я действительно часто задерживаюсь в последнее время. Вижу, что ты ждешь эту презентацию, давай решим, как мы можем ускорить работу"

В таком ответе будет взятие на себя ответственности, признание факта, анализ ситуации, поиск решения, и он станет основой для доверительных отношений в будущем.

Модель транзактного анализа помогает осознанно относиться к общению между людьми, понимая, что происходит. Но совсем не означает, что руль управления жизнью следует всегда отдавать взрослому. Для всех наших ролей и состояний есть своё место.

Кстати, интересно, что Эрик Берн говорил, что главным в нас можно считать именно детское состояние, - наши чувства, желания, творчество, интуиция, спонтанность, наша потребность в других людях, в радости, - это то основное, что движет всей жизнью.

Задача взрослой и родительской части - помочь ребенку внутри нас быть счастливым.
Переводя
«я хочу» (ребенок)
в:
«для этого я сделаю так» (взрослый)
«и у меня все получится» (родитель)
«какой же кайф!» (ребенок)
Особое внимание транзактные аналитики, уверенные в значимости детской сути в нас, уделяют теме запретов.
Многие проблемы начинаются с момента, когда ребенок принимает решение больше так себя не вести. Ведь родителям это не нравится.
▶ НЕ ЧУВСТВОВАТЬ
("хватит злиться!", "перестань ныть")
▶ НЕ ДУМАТЬ
("не задавай глупых вопросов", "делай как я говорю")
▶ НЕ ДЕЛАТЬ
("у тебя не получится", "не трогай, сломаешь", "дай я сама сделаю")
▶ НЕ ДОСТИГАТЬ УСПЕХА
("не выпендривайся", "ты что, самый умный?")
▶ НЕ ДОВЕРЯТЬ
("это опасно", "нашел с кем дружить")
▶ НЕ БЫТЬ СОБОЙ
("так нельзя себя вести", "посмотри, какой Петя молодец, а ты")

И это далеко не конечный список.

Мы живем годами, не замечая в себе запретов. Они помогали адаптироваться к ожиданиям родителей в детстве и укоренились в психике на бессознательном уровне как абсолютная истина, единственно верная модель мышления и поведения.
Запреты и разрешения - это не единичные аспекты поведения, а то, что может сформировать целый жизненный сценарий.
Осознав, по какому сценарию мы проживаем жизнь, мы становимся свободны этот сценарий остановить и переписать.
1️⃣ ПОКА НЕ
сценарий откладывания жизни на потом.
«Я буду счастлив, когда…»,
«Я займусь этим, когда...»,
«А вот после того, как…».
Важно: потом не наступает, а условия постоянно отодвигаются и уступают место новым.

2️⃣ СНОВА И СНОВА
Сценарий повторения одних и тех же ошибок, застревания в замкнутом круге.
«И почему все меня бросают?»
«постоянно мне не везет с начальниками»
Важно: человек подсознательно сам выбирает для себя один и тот же вариант развития событий, а другие, позитивные, упорно избегает.

3️⃣ НО ПОСЛЕ
Сценарий ожидания катастрофы.
«Сейчас все хорошо, но вот после»
«Ну это точно ничем хорошим не кончится»
Важно: человек бессознательно сам саботирует свои достижения, боясь неизбежного падения.

4️⃣ ПОЧТИ
Сценарий приближения к цели и остановки в тот момент, когда надо было поднажать.
«Я пробовал, но не получилось»
«По крайней мере, итак все окей»
Важно: человек ограничивает для себя возможность чего-то большего и сам избегает собственных достижений.
Не жить по сценарию - значит, быть победителем.
Свободным автором собственной жизни, который не останавливается перед преградами, берет ответственность за свои действия, строит близкие доверительные отношения с людьми.
Переписать сценарий, снять в себе ограничивающие установки и укреплять в себе победителя помогут
специалисты центра "Импульс"
СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ
Как преодолеть страх близости: саботаж отношений
Почему мы избегаем близости, выбираем «не тех» партнеров и ждем идеала? Маркеры саморазрушения в отношениях и выход из порочного круга. Работа с психологом.

Подписывайтесь на телеграм канал

центра Импульс с полезными статьями о том,

как психология помогает в жизни.

Понять, что привело вас сюда, принять себя в точке А
То, что вы хотите поменять
Понять, что и для чего вы хотите,
что для вас важно и ценно.
Запланировать точку Б, делать действия, преодолевая трудности.
То, о чем вы сейчас даже
не осмеливаетесь мечтать.
ТОЧКА А
ТОЧКА Б
НАЧНИТЕ СВОЙ ПУТЬ В ТОЧКУ Б
3
2
2
1
1
5
4
Понять, что привело вас сюда, принять себя в точке А
То, что вы хотите поменять
Понять, что и для чего вы хотите,
что для вас важно и ценно.
Запланировать точку Б, делать действия, преодолевая трудности.
То, о чем вы сейчас даже
не осмеливаетесь мечтать.
ТОЧКА А
ТОЧКА Б
НАЧНИТЕ СВОЙ ПУТЬ В ТОЧКУ Б
3
2
2
1
5
4
Made on
Tilda